Еврейские Казаки http://toomth.livejournal.com/1560074.html
Из разных видов казачества, только в украинском казачестве задокументирован прием евреев в свое общество. Когда Польша и Литва были объединены Королем Сигизмундом Августом в один союз (Люблинская уния 1569 года) провинции Волыни, Подолии и остальная часть Украины были отделены от Литвы и перешли под власть Польши.
Изменение настроений на протяжении 17 века.
Запорожские казаки безразлично относились к религиозным вопросам и не испытывали особых враждебных чувств к евреям до эпохи гетмана Наливайко. Среди них часто встречались религиозные евреи, но после Берестейской унии, мазурская иммиграция в правление Сигизмунда III (1587-1632) перенесла негатив в отношении евреев из Польши на Украину, и казаки после этого захотели крестить евреев. Гильдии, которые всегда боялись конкуренции со стороны евреев, играли главную роль в связи с различными обвинениями. Но высшая знать сильно зависела от некоторых евреев, которые были ее арендаторами, агентами, и финансовыми управляющими, что являлось значительным препятствием для преследования евреев.
Исторические данные
Казацкое общество состояло из разных народов, и некоторые казаки, возможно, происходили из таких далеких земель как Шотландия. (Евреи сефарды, которые в 15-16 веках из Испании через Голландию перебрались в Шотландию, а оттуда по всей Европе, кстати, примером такого «шотландца» является М. Ю. Лермонтов). Максым Кривонос был наемником из Шотландии. Иван Подкова был из Молдавии. Евреи так же служили в рядах казаков, хотя механизм вхождения в казачьи ряды неясен. Казачьи полки на Украине служили для управленческих целей, помимо военных, и постоянно нуждались в способных управленцах, образованных дипломатах и писарях. Евреи могли выполнять эти задачи, потому что имели высокий уровень грамотности и владели несколькими языками. Хотя казаки не отличались религиозностью до 17 века, предполагается, что смена веры являлось требованием для продвижения в казачьих рядах в начале 17 века. В 1681 году Ахмад Кагла, главный советник Крымского Хана, пожаловался польскому послу Пясачинскому, что казаки с Нижнего Днепра нападают на Крым. Пясачинский ответил, что казаки не являются подданными короля Польши, а потому он не в ответе за «действия неконтролируемых разбойников пустыни, которым была чужда любая религия, среди них поляки, московиты, валахи, турки, татары, евреи и т.д.»
В ответствиях Джоэля Саркиса обсуждается «герой Бераха» который сражался в казачьих рядах Петро Сагайдачного и пал в битве против московитов. В показаниях под присягой приятеля казака Берахи – «Иосифа сына Моисея», в раввинском суде по вопросу разрешения вдове Берахи вступить в повторный брак, говорится, что в казачьей армии Сагайдачного было по меньшей мере 11 евреев, когда она вступила в битву, в которой был убит Бераха. В 1637 году Ильяш (Элияху) Караимович был одним из офицеров реестровых казаков, и стал их старостой после казни Павлюка. Считается, что Караимович был урожденным караимом (Караимы – евреи, которые признают только Тору и не признают Талмуд).
В 1594 году еврей, который известен только по своему имени Моисей, служил представителем Станислава Хлопитского, казачьего эмиссара при дворе Императора Рудольфа Второго. Хлопитский и Моисей оба присягнули от имени Казачьего Войска в договоре с Императором. Историк казачества, Юрий Мыцик, описывает случай, в котором, в 1602 году еврей из города Берестье, обратился в христианство, и присоединился к Войску Запорожскому. Его дети и имущество были захвачены кагалом, и ему пришлось обратиться к королю Сигизмунду III за помощью в возвращении своих детей и имущества. Дело было решено в его пользу, и дети вернулись к нему.
В ответствиях Джоэля Саркиса обсуждается «герой Бераха» который сражался в казачьих рядах Петро Сагайдачного и пал в битве против московитов. В показаниях под присягой приятеля казака Берахи – «Иосифа сына Моисея», в раввинском суде по вопросу разрешения вдове Берахи вступить в повторный брак, говорится, что в казачьей армии Сагайдачного было по меньшей мере 11 евреев, когда она вступила в битву, в которой был убит Бераха. В 1637 году Ильяш (Элияху) Караимович был одним из офицеров реестровых казаков, и стал их старостой после казни Павлюка. Считается, что Караимович был урожденным караимом (Караимы – евреи, которые признают только Тору и не признают Талмуд).
В 1594 году еврей, который известен только по своему имени Моисей, служил представителем Станислава Хлопитского, казачьего эмиссара при дворе Императора Рудольфа Второго. Хлопитский и Моисей оба присягнули от имени Казачьего Войска в договоре с Императором. Историк казачества, Юрий Мыцик, описывает случай, в котором, в 1602 году еврей из города Берестье, обратился в христианство, и присоединился к Войску Запорожскому. Его дети и имущество были захвачены кагалом, и ему пришлось обратиться к королю Сигизмунду III за помощью в возвращении своих детей и имущества. Дело было решено в его пользу, и дети вернулись к нему.
Саул Боровой
В 1930-ых года историк и лингвист Саул Боровой нашел тайник в архивах Запорожской Сечи, содержащих огромное количество документов, написанных на иврите и украинском языке, записанном ивритским шрифтом. Хранившиеся в Государственном Архиве в Москве после упразднения Сечи генералом Текели в 1775 году, эти документы касаются внешней и финансовой политики Сечи, и свидетельствуют не только о присутствии евреев (предположительно новообращенных) в верхнем слою казацкого общества (по меньшей мере четверо упомянуты в диссертации Борового), но так же и в полках.
Архив Сечи стал основой докторской диссертации Борового из трех частей, написанной в 1940 году. Части 1 и 2 были опубликованы в Ленинграде в 1940, а в Москве в 1941. Боровой не мог вернуться к этой теме в послевоенном антисемитском климате в Советском Союзе, и третья часть его диссертации так и не была опубликована, а уже набранные типографские формы были уничтожены. Статьи Борового по данной теме впервые подверглись нападению со стороны антисемитских кругов в Советской науке, потому что его исследование опровергало метку трусости и боязливости, обычно применяемую к евреям антисемитами. Боровой показал, что еврейское общество в Польше стало поляризованным из-за огромного слоя обездоленных евреев, которые были исключены из Кагала, а потому такие евреи вынуждены были искать счастья вместе с казаками. Позднее Боровой критиковался некоторыми еврейскими кругами, нежелающими признать классовый антагонизм, который сделал возможным еврейское присутствие на стороне казаков.
Архив Сечи стал основой докторской диссертации Борового из трех частей, написанной в 1940 году. Части 1 и 2 были опубликованы в Ленинграде в 1940, а в Москве в 1941. Боровой не мог вернуться к этой теме в послевоенном антисемитском климате в Советском Союзе, и третья часть его диссертации так и не была опубликована, а уже набранные типографские формы были уничтожены. Статьи Борового по данной теме впервые подверглись нападению со стороны антисемитских кругов в Советской науке, потому что его исследование опровергало метку трусости и боязливости, обычно применяемую к евреям антисемитами. Боровой показал, что еврейское общество в Польше стало поляризованным из-за огромного слоя обездоленных евреев, которые были исключены из Кагала, а потому такие евреи вынуждены были искать счастья вместе с казаками. Позднее Боровой критиковался некоторыми еврейскими кругами, нежелающими признать классовый антагонизм, который сделал возможным еврейское присутствие на стороне казаков.
В 18 веке
Существует множество примеров присоединения евреев к казакам в эпоху, предшествующую ликвидации Сечи в 1775 году. Один примечательный случай – Семен Чернявский, которого крестили на Сечи в 1765. Позднее он служил эмиссаром Сечи при дворе Екатерины II. Моисей Горлинский служил на Сечи переводчиком, а Иван Ковалевский (который крестился еще до прибытия на Сечь) дослужился до звания полковника. Некоторые евреи присоединялись к казакам как подростки авантюристы, одним из таких был Василь Перекрест, сын Айзика, который присоединился к Войску в 1748 году. Другой еврей, получил такую же фамилию при крещении на Сечи два года спустя. Иван Перекрест был похищен со всем своим классом из хедера во время казачьего набега в 1732 году. Яков Крыжановский стал казаком до 1768 года, он также служил дьяконом в сечевой церкви. Он владел многими языками, и отличился под командованием Петра Калнышевского во время Русско-Турецкой Войны 1769-1774 годов.
В фольклоре
В древних сказаниях, известных как думы, которые поют украинские кобзари, встречается упоминание о полковнике Матвее Бороховиче (1647), который, как указывает его фамилия (означающая «сын Баруха») имел еврейское происхождение.
Казачьи фамилии еврейского происхождения
Исследование Сюзанной Любер регистрационных книг реестрового казачества содержит множество фамилий, которые отражают еврейское происхождение. Казачьи фамилии еврейского происхождения включают такие, как Херцик, Осипов-Перекрест, Перекрест, Крыжановский, Маркевич/Маркович, Жиденко, Жидок, Жидовинов, Лейбенко, Юдин, Юдаев, Халаев, Нивроченко, Мацуненко, Шабатный, Жидченков, Шафаревич, Маривчук, Магеровский, Зраитель и другие.
Израиловский полк
Князь Потемкин
В декабре 1787 года князь Потемкин, министр и фаворит Екатерины Великой, основал полк Еврейских Казаков с целью освобождения Иерусалима – кульминации своего фило-Семитизма.
Первый раздел Польши в 1772 году привел в Российскую Империю огромное количество евреев. Екатерина подарила Потемкину гигантское поместье под названием Кричев в недавно приобретённых землях. Таким образом, Потемкин впервые вступил в контакт с евреями. Потемкин приступил к выполнению задания по заселению пустынных южных степей вокруг Черного Моря, и тут же попытался привлечь евреев из Польши и Средиземноморского региона на новые поселения, особенно тех евреев, которые занимались виноградарством. Он переселил этих евреев на небольшие пустынные участки, покинутые Запорожцами. Также он окружил себя раввинами, с которыми обсуждал вопросы теологии.
В частности один еврей, Йошуа Цайтлин, богатый купец и ученый, стал его близким другом. «Два человека – любовник Русской Императрицы и раввин в ярмулке и с пейсами ездили вместе и дружно беседовали. Цайтлин «ходил с Потемкиным как брат и друг». Он добился положения, которого не имел ни один религиозный еврей в России ни до, ни после, гордо оставаясь не ассимилированным, погруженным в раввинское учение и набожность, и не смотря на это имел высокое положение при дворе князя. Потемкин дал Цайтлину дворянский титул «придворного советника». Русские евреи называли его «ХаСар Цайтлин» (господин Цайтлин)»
После бесед с Цайтлином и его раввинами о боевой доблести библейских израильтян, князь решил вооружить евреев. Потемкин создал еврейский кавалерийский эскадрон в своем имении, и когда началась Русско-Турецкая война, он хотел освободить Константинополь для Православной Церкви; он поддерживал идею о помощи евреям в освобождении Иерусалима. Затем Потемкин основал Израиловский Полк Еврейских Казаков. Еврейские Казаки находились под командованием немца, Герцога Фердинанда Брауншвейгского. Князь де Линь, предводитель космополитизма 18 века и фило-Семит писал: «Князь Потемкин оформил особый проект создания еврейского полка», писал он своему господину, Габсбургскому Императору Иосифу Второму. «Он намерен сделать из них казаков. Ничто более меня так не забавляло»
Вскоре две эскадрильи еврейских казаков оказались на патрулировании против турок, но де Линь утверждал, что это не увенчалось успехом. После семимесячной тренировки, он с грустью решил закончить свой редкий эксперимент.
Этот вопрос остается спорным, так как никаких документов в подтверждение полк Потемкин не присутствуют в государственном военном архиве в Москве.
Предполагается, что некоторые еврейские казаки последовали за полковником Береком Йозелевичем и присоединились к Польской кавалерии Наполеона. Йозелевич был убит венграми в ночной засаде во время кампании Наполеона 1809 года. Считается, что ветераны Потемкинского полка сражались за Императора и имели отношение к его нескольким знаменитым победам.
Первый раздел Польши в 1772 году привел в Российскую Империю огромное количество евреев. Екатерина подарила Потемкину гигантское поместье под названием Кричев в недавно приобретённых землях. Таким образом, Потемкин впервые вступил в контакт с евреями. Потемкин приступил к выполнению задания по заселению пустынных южных степей вокруг Черного Моря, и тут же попытался привлечь евреев из Польши и Средиземноморского региона на новые поселения, особенно тех евреев, которые занимались виноградарством. Он переселил этих евреев на небольшие пустынные участки, покинутые Запорожцами. Также он окружил себя раввинами, с которыми обсуждал вопросы теологии.
В частности один еврей, Йошуа Цайтлин, богатый купец и ученый, стал его близким другом. «Два человека – любовник Русской Императрицы и раввин в ярмулке и с пейсами ездили вместе и дружно беседовали. Цайтлин «ходил с Потемкиным как брат и друг». Он добился положения, которого не имел ни один религиозный еврей в России ни до, ни после, гордо оставаясь не ассимилированным, погруженным в раввинское учение и набожность, и не смотря на это имел высокое положение при дворе князя. Потемкин дал Цайтлину дворянский титул «придворного советника». Русские евреи называли его «ХаСар Цайтлин» (господин Цайтлин)»
После бесед с Цайтлином и его раввинами о боевой доблести библейских израильтян, князь решил вооружить евреев. Потемкин создал еврейский кавалерийский эскадрон в своем имении, и когда началась Русско-Турецкая война, он хотел освободить Константинополь для Православной Церкви; он поддерживал идею о помощи евреям в освобождении Иерусалима. Затем Потемкин основал Израиловский Полк Еврейских Казаков. Еврейские Казаки находились под командованием немца, Герцога Фердинанда Брауншвейгского. Князь де Линь, предводитель космополитизма 18 века и фило-Семит писал: «Князь Потемкин оформил особый проект создания еврейского полка», писал он своему господину, Габсбургскому Императору Иосифу Второму. «Он намерен сделать из них казаков. Ничто более меня так не забавляло»
Вскоре две эскадрильи еврейских казаков оказались на патрулировании против турок, но де Линь утверждал, что это не увенчалось успехом. После семимесячной тренировки, он с грустью решил закончить свой редкий эксперимент.
Этот вопрос остается спорным, так как никаких документов в подтверждение полк Потемкин не присутствуют в государственном военном архиве в Москве.
Предполагается, что некоторые еврейские казаки последовали за полковником Береком Йозелевичем и присоединились к Польской кавалерии Наполеона. Йозелевич был убит венграми в ночной засаде во время кампании Наполеона 1809 года. Считается, что ветераны Потемкинского полка сражались за Императора и имели отношение к его нескольким знаменитым победам.
Еврейско-польские казаки
Адам Мицкевич
Великий польский поэт Адам Мицкевич (происходивший из семьи последователей франкизма – еврейского религиозного движения в Польше) помог сформировать другой полк Еврейских Казаков, Гусар Израиля, для борьбы с Российской Империей на стороне Англии, Франции и Турции в Крымской Войне. Эти уланы сражались вместе с другими казаками выкрестами против русских за пределами Севастополя.
Гражданская Война в России
Во время Гражданской Войны (1918-1920), последовавшей за Революцией 1917 года многие евреи служили как в рядах Красного Казачества – кавалерийских полках Красной Армии, так и в рядах Белого Казачества. Один такой полк Красных Казаков в Бригаде Котовского находился под командованием анархиста Шолома Шварцбарда. С другой стороны, еврейские студенты так же играли настолько важную роль в батальоне Белых Донских Казаков, возглавляемом Василием Чернецовым, что весь этот полк батальона называли «Еврейским Легионом». Казаки Чернецова (Чернецовцы) приобрели широкую известность, начав вооруженное сопротивление против большевиков на Дону.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.